Христиане Веры Евангельской Пятидесятники

История пятидесятнического движения

   Идейные истоки пятидесятничества лежат в религиозно-философском движении ривайвелизма (англ. revival — «возрождение, пробуждение»), возникшем в XVIII в. среди последователей ряда протестантских евангельских церквей разных стран, и в развившемся в рамках последнего «Движении Святости».

   Верующие различных направлений искали особой близости с Богом, послушания установлениям Библии, духовности и святости, к которой призывает Священное Писание.

Российская Империя

   На территории царской России пятидесятническое движение проявилось  на стыке XIX—XX веков в атмосфере поисков ответа на угрозу либерального христианства. Оно появилось в результате слияния нескольких более ранних течений, но быстро приобрело достаточно характерные и самостоятельные черты. Существует множество печатных и рукописных документов, которые говорят в пользу того, что пятидесятнические проявления тождественные событиям в Деяниях Апостолов, постоянно случались на протяжении истории христианства.

   Первые пятидесятнические организации возникли в России в 1907 году на территории Финляндии, входящей в состав С.Петербургской губернии.
В столице Российской империи С.Петербурге общины пятидесятников появились в 1913 году.
В начале двадцатых годов учение пятидесятников распространилось практически по всей России.
    Особая роль здесь принадлежит И.Е. Воронаеву, сумевшему из разрозненных общин создать пятидесятническое движение.

   Первые вести о крещении Духом Святым проникли в Россию через Финляндию и Прибалтику, которые входили тогда в состав Российской Империи. Проповедниками пятидесятничества там были Томас Баратт (Норвегия) и Леви Петрус (Швеция). Известно, что в 1910 г. в Эстонии уже были пятидесятнические общины. Томасс Баратт, проповедовал в Санкт-Петербурге в 1911 году. Однако многие люди, связанные с этим движением, после встречи с Эндрю Уршаном, представителем т. н. учения «единственников», приняли унитарианскую концепцию (они не верили в Троицу). Всех людей, которые были крещены во имя Отца, Сына и Святого Духа они перекрещивали «во Имя Господа Иисуса». Они известны, как единственники или евангельские христиане в духе Апостольском.

   Дальнейший импульс шёл с запада через Библейскую Школу в г. Данциге (Германия), (Польша). Густав Шмидт, Артур Бергхольц, Оскар Эске проповедовали на западе Украины. Шмидтовские церкви до сих пор существуют там (их особенность в том, что у них нет обряда «омовения ног»).

   Основное направление пятидесятничества в России, исключая времена перестройки, связано с Иваном Воронаевым и Василием Колтовичем. Воронаев родился России, но после того, как он присоединился к баптистской церкви он был вынужден уехать за границу из-за преследований со стороны православия. В США он получил крещение Духом Святым и в 1919 г. он основал в Нью-Йорке первую русскую пятидесятническую церковь. В 1920 г. он приехал в Болгарию, где за короткое время (вместе с Заплишным) основал около 18 общин.

Советский Союз

   В 1924 году в Одесской общине (куда к тому времени переехал Воронаев) состояло около 1000 членов Церкви.

   В 1926 году состоялся I Всеукраинский Съезд пятидесятников, где пятидесятники начали именоваться Всеукраинский Союз Христиан Евангельской Веры.
К 1927 году Союз ХЕВ насчитывал 350 общин с более чем 17000 прихожан. Из-за притеснений 20х годов Союз ХЕВ переходит на нелегальное положение.

   В 1929 году было принято новое законодательство о религиозных объединениях, многих верующих арестовали, а общины перешли не нелегальное положение и стали собираться тайно, как и продолжали собираться до развала СССР.

   В предвоенные годы власти страны ввели режим тоталитарного преследования христиан протестантского направления. Особенным гонениям подвергались пятидесятники. Закрывались молитвенные дома, десятки тысяч людей были арестованы, погибли в тюрьмах и лагерях. В годы войны многие осужденные за веру пятидесятники отбывали наказание в лагерях Горьковской области. После войны, в 50-е и 60-е, вплоть до "оттепели" 80-х годов XX века, преследования верующих продолжались. Велась активная пропаганда, очерняющая пятидесятников, проводились показательные клеветнические суды.

Современная ситуация

   Полную свободу своей деятельности пятидесятники получили после принятия в октябре 1990 года "Закона Союза Советских Социалистических Республик о свободе совести и религиозных объединениях".

   В настоящий момент, на территории Российской Федерации и стран бывшего СССР, существует огромное количество Церквей и общин консервативных пятидесятников.  Общины верующих существуют в любом регионе. 

Современные пятидесятники разделяются на следующие группы:

  • Регистрированные союзы неомывающих пятидесятников. В России - это региональные общины в составе Российской Церкви Христиан Веры Евангельской (www.hve.ru). Все Церкви РЦХВЕ официально зарегистрированы в Министерстве юстиции. В прошлом РЦВХЕ представляла собой союз традиционных пятидесятников (СХВЕП), в настоящее время, Российская Церковь состоит в основном из либеральных и харизматичеких общин, руководство также придерживается достаточно "свободных" взглядов. Примечание: Аналогичная ситуация с руководством официально зарегистрированных союзов пятидесятников в Белоруссии (www.cxbe.by) и на Украине (www.UUPC.org). Примечательно, что количество Церквей Численность членов консерватиных Церквей Украины и Белоруссии значительно выше, чем в России.


  • Объединённая Церковь Христиан Веры Евангельской (ОЦХВЕ), также носит название "Федотовское братство", по имени старшего Епископа, Ивана Петровича Федотова. Практикуют омовение ног во время причастия (Воронаевское направление). Церкви ОЦХВЕ не регистрируются, но создают зарегистрированные государством религиозные организации для осуществления общественной деятельности (библейские центры, миссии и т.п.). Церкви ОЦХВЕ существуют, на териитории всех стран бывшего СССР (Россия, Украина, Белоруссия, Казахстан, страны прибалтики), а также в Германии. Общение между Церквями очень тесное, служители организовывают совместные конференции, семинары, съезды и т.п. В связи с особенностями иногда пятидесятников данного объединения называют нерегистрированные омывающие.


  • Незарегистрированные неомывающие пятидесятники (шмидтовского направления), небольшой союз включающий несколько Церквей европейской части России (Урал, Ленинградская область, Нижегородская область). Церкви не имеют официальной государственной регистрации, а также какой-либо централизации. Церкви в основном немногочисленны. Церкви данного объединения поддерживают близкие братские отношения друг с другом и достаточно часто устраивают совместные богослужения.


  • Зарегистрированные государством, но автономные региональные Церкви, не входящие в большие объединения и союзы. Практики омовения ног не придерживаются. Поддерживают братские, дружественные отношения между собой а также с другими консервативными Церквями, входящих в обозначенные выше объединения. Регионы: Нижегородская область, Ивановская область, Санкт-Петербург, Смоленская область, Красноярский край, Хабаровский край и другие.

   На Западе пятидесятнических общин также довольно много. Крупнейшим объединением считаются Ассамблеи Бога — одна из самых больших пятидесятнических объединений в мире. Также, существуют общины федотовского братства (ОЦХВЕ) и множественные автономные Церкви.

Пятидесятники и харизматы

   Всё современное пятидесятническое движение разделяется на две основные категории:

  • либеральные пятидесятники, которые настроены на максимальное влияние в обществе, стараются во всём идти "в ногу со временем" внедряют современную музыку, используют богослужения по виде современного шоу с яркой, танцевальной или рок-музыкой. В большинствев случаев их называют харизматы (такого названия они порой придерживаются и сами о себе) или неопятидесятники. Ключевое  и излюбленное слово либеральных пятидесятников это "свобода", и оно применяется во всех аспектах жизни (в т.ч. семейной). Члены таких церквей мало чем отличаются от обычных людей, в поведении и быту
  • традиционные (или консервативные) пятидесятники, придерживаются учения о практическом благочестии и консервативного христианского богословия. Богослужения спокойные, состоящие в основном из проповедей, чтения Библии, стихотворений, хорового и сольного пения, совместного пения членов Церкви. Консервативные пятидесятники строят большие патриархальные семьи, как правило многодетные (в общинах часто встречаются семьи с 4-7 и более детьми)

 Предлагаем посетить христианский сайт Здравое Учение, с духовными материалами консервативного пятидесятничества.

Конструктор сайтов - uCoz